Начиная с XV века жилые дома все больше стали заполняться мебелью, но они еще не имели никаких существенных изменений по сравнению с готическими. Преобладали сундуки с фасадом, украшенным цоколем с пилястрами и карнизом. Постепенно со второй половины XV века мебель начинают украшать деталями, характерными для архитектуры стиля Ренессанс. Родиной стиля Ренессанс была Италия, где сильно развилось мебельное производство. Известны флорентийские архитекторы Бендетто и Джулиано да Майяно, бывшие мебельщики и резчики по дереву, способствовали расцвету мебельного искусства. Они создали новые формы мебели по пропорциям и новый тип украшений.

Художественный принцип согласованности пропорций в архитектуре Раннего Ренессанса нашел свое отражение и в создании предметов обстановки. Большое значение начинают оказывать профилирования мебели. В сундуков, которые имели форму прямоугольного ящика, появляются точеные ножки, стенки их становятся изогнутыми и отделываются резьбой с позолотой и росписью, применяется и интарсия – деревянная инкрустация. В росписи мебели принимают участие крупные художники.

В XVI веке появляются новые образцы мебели: бюро-конторки, мягкие кресла.

В Италии широко проводились раскопки античных произведений искусств. Находки античных образцов повлияли на характер мебели итальянского Высокого Ренессанса. Предметы обстановки начинают украшать элементами архитектуры: пилястрами, колоннами, целыми антаблементами, фризами, карнизами, капителями, разработанными по шаблонам тонкого рисунка. Большое распространение получили детали в виде львиных ллиов и других атрибутов античной мебели.

Конструктивные части вещей маскируются декоративными элементами из богатой позолотой, росписью и мозаикой из различных пород дерева. Для украшения на филенках шкафов иногда создают перспективно построены архитектурные пейзажи.

В крупных городах Италии утверждались различные направления в обработке и характере мебели. В Риме, Сиенне и Болонье производилась мебель с крупной декора Лименяли инкрустацию из слоновой кости и черного и светлого дерева с геометрическими узорами, получившая название чертозськои мозаики (Чертоыр. В Генуе и Лигурии производили шкафы-бюро и поставке-креденца с множеством выдвижных ящиков и дверцами, покрытыми рельефной резьбой. Самым распространенным материалом для производства мебели был орех.

Новые формы мебели возникли в это время в Голландии. Оживленная торговля Голландии с ее колониями обогатила ассортимент материалов для изготовления мебели. Кроме ореха, голландские мастера стали употреблять и различные экзотические породы деревьев – черное палисандровое дерево, амарантовом и розовое бразильское дерево. Художник Вредемен где Бризе выпустил специальный альбом проектов и эскизов мебели. От готических конструкций мастера перешли к архитектурным сложных композиций с сильно развитыми карнизами, цоколями, филенками и витыми колоннами.

Появляется новый тип стула иин стержней, с характерными кубиками в местах соединения отдельных частей. Спинки и сиденья обивают кожей или гобеленом и прикрепляют к дереву гвоздями с большими шляпками.